Китай. Русский Харбин.

Достопримечательности Китая. Русский Харбин.

Эта поездка в Харбин состоялось поздней осенью 2008 года. Я не планировала ее заранее. Просто приехала в свой родной город Хабаровск к родственникам. Время до конца отпуска немного оставалось, а за границей я не была, если не считать поездку в ГДР еще в советское время. А раз уж я в Хабаровске и Китай рядом – надо съездить, посмотреть Харбин, достопримечательности Китая

Китай. Харбин

Интернета у меня не было, и я обратилась в ближайшее туристическое агентство. Критерий был один – подобрать тур в Китай до 10000 рублей на неделю. И вот мне предложили поездку с 11 ноября на поезде через Благовещенск в Харбин. Сбор группы в Благовещенске на таможне. Так как поезд приходил в Благовещенск рано утром, а сбор назначен на 12 часов, я решила немного пройтись по городу.

Здесь немного хочу отойти от темы путешествий. Моя мама родом из Благовещенска, и здесь жили, по крайней мере, еще два поколения ее предков. Прадеды моей мамы были из первых переселенцев на Дальний Восток. До революции, по рассказам родственников, мой прадед был купцом, имел свои пароходы и возил товары в Китай. Моя бабушка в девичестве Федосья Саяпина вышла замуж за моего деда. Семьи были большие, и жили не бедно до 30- х годов. Но в воздухе запахло репрессиями. У моего деда было еще шесть братьев и сестер. Все они решили уехать в Китай. Осталась только семья моего деда, но и он забрал семью, троих детей и поехал на Кавказ. Через несколько лет, когда внимание к их семье поутихло, они вернулись в Благовещенск уже перед войной.  Позже, доходили сведенья, что свадебную  фотографию моего деда и бабушки видели в Китае, и что его братья уехали из Китая в Австралию. Для чего я это пишу?  Возможно, где-то еще хранится эта фотография, и кто-нибудь узнает на ней своих родственников. К сожалению, старшего поколения уже нет в живых. А мне хотелось бы узнать судьбу своих родственников, и что бы мой внук знал историю своего рода.

КоперниковыИ еще одна семейная история, связанная с Китаем. Моя бабушка по отцу, родилась в городе Воткинске. Она была дочерью почетного гражданина города Воткинска Михаила Коперникова. Как дочь почетного гражданина, Вера Михайловна Коперникова была принята в гимназию и окончила ее с отличием. После окончания гимназии она имела право работать учительницей в начальных классах.   В 1916 году она была направлена на практику в сельскую школу. У бабушки было два брата Константин и Николай, которые и приезжали к ней в гости. Тогда и была сделана эта фотография. Город Воткинск имел до революции крупные заводы, на которые и пошли работать ее братья. Рабочие на заводах были квалифицированные и неплохо зарабатывали. И когда произошла революция, в Воткинске ее многие не поддержали. Была создана Воткинская бригада, которая присоединилась к белой армии. Впоследствии, эта бригада воевала на Дальнем Востоке, была разбита и оставшиеся в живых ее люди ушли в Китай. Мой папа в своих анкетах всегда писал, что родственников не  имеет. Он больше 30 лет прослужил в Советской армии, закончил академию, участвовал в Великой отечественной войне. Но, возможно, живы где-то потомки братьев его мамы. Мой папа, несмотря на преклонный возраст жив и здоров. И найти родственников своей мамы было бы для него большим счастьем.

Фото Благовещенск

Благовещенск

Вот с такими мыслями я и поехала в Китай. Хотелось увидеть страну так тесно связанную с Россией. В Благовещенске утром зашла в очень красивую старую церковь. Погуляв немного по городу, решила «погрузиться» в китайскую кухню и пообедала в китайском ресторане – все было очень вкусно и недорого. И вот я уже на таможне на берегу Амура, здесь собралась наша группа. Заплатили таможенный сбор – 40 юаней и получили билеты – сразу и на обратный проезд с китайской стороны. Дорога через Амур не заняла много времени – через 20 минут мы уже на китайской стороне. Автобус везет нас в приграничный Хайхэ. Откуда вечером мы отправимся на поезде в Харбин.

Китай Хайхэ

В Хайхэ нас сразу привезли к большому торговому центру и предложили провести там оставшееся время. Была середина ноября, и я решила приобрести себе теплые кожаные перчатки. Цена показалась мне высокой и начинаю торговаться. Продавцы все говорят по-русски. В результате цену удалось значительно снизить. Но оказалось, что цену мне сказали в рублях, а я торгуюсь в юанях. В результате перчатки обошлись мне в три раза дешевле. Особенности китайской торговли еще не раз меня удивили. Так. В Китае, многие вещи принято продавать парами. Не зная этой особенности, я часто попадала впросак.  Покупаю в магазине красивые полотенца. Мне говорят цену, торгуюсь, цена приемлемая, в два раза дешевле, чем у нас. Но я хочу купить два разных. Прошу поменять одно на другой цвет. Китаянка с трудом, но соглашается. Плачу за два полотенца, она странно смотрит на меня. Но я, не понимая в чем дело, ухожу. Оказывается, полотенца продаются парами и цену мне сказали за два полотенца. А я заплатила за четыре! В дальнейшем уточняю, сколько входит в цену. Так пиво в кафе стоит 5 юаней 0.5 литра (17 рублей). Ну, где у нас пиво по 17 рублей? И каково же мое удивление, когда мне за эту цену пытаются вручит вторую бутылку. А зачем мне одной две бутылки пива?

Китай Харбин.

Вечером на поезде едем в Харбин. Несколько слов о китайской железной дороге. Поезда современные, европейского типа. А вот постель или не поменяют или забудут высушить. Те, кто ехал не в первый раз – простынь захватили свою.

Китай. Харбин

Вот и Харбин. В некогда небольшой рыбацкой деревушке на берегу реки Сунгари, протекающей на севере Китая, в которой жило несколько рыбацких семей, после 1898 года тишина была нарушена. Здесь начали строить железную дорогу, которая протянулась с запада на восток. В Харбин в то время приехало много русских. Русские довели до здешних мест железную дорогу и начали строить город. Русский стиль здесь виден в старой части города, и демонстрирует более чем столетнюю историю его развития. Китайскую Восточную Железную дорогу обслуживали тысячи русских служащих, после революции сюда ехала русская эмиграция, были в городе русские школы, газеты на  русском языке. От того времени остались  исторические памятники – Софийский собор и Центральная пешеходная улица – русский Арбат, как ее называют.

Китай.Харбин

Харбин. Русский Арбат.

Мне бросилось в глаза сходство архитектуры центра Хабаровска и Харбина. Комсомольская площадь в Хабаровске и площадь Спасавшим от наводнения в Харбине удивительно похожи.

Китай Харбин.

Китай Харбин. Храм Святой Софии

Достопримечательности Китая. Храм Святой Софии в Харбине покоряет своей торжественностью и величием, возвышаясь в самом оживленном торговом районе города. В Софийском соборе сейчас музей архитектуры. И множество фотографий начала прошлого столетия рассказывают о жизни русской интеллигенции Харбина.

Китай Харбин. Центральная улица

Центральная улица, старейшая в городе, вымощена булыжником. Она является самой известной в Харбине пешеходной торговой улицей. Вдоль нее тянется ряд зданий, построенных в начале прошлого века архитекторами из разных стран. Недалеко от нашего отеля было небольшое русское кафе. Все проникнуто  духом русской интеллигенции начала прошлого века – фотографии, старое пианино и большая собака, черный терьер на пороге – словно из стихотворения «Собаке Качалова». Кстати, на фотографиях были предки и этой собаки.

Вечером, после экскурсий, когда спустились  ранние зимние сумерки и зажглись разноцветные неоновые огни, я гуляла по этой улице и ощущала необыкновенное сочетание новизны и древности, и просто радость от того, что жизнь прекрасна и в мире еще так много интересного.  Несмотря на перемены в мире, русский дух Харбина, города с неповторимой и трагической судьбой, остается и хранит память о своем прошлом.

В программу нашей поездки входило несколько экскурсий. Бесплатные экскурсии в чайный дом, на жемчужную и шелковую фабрику – после интересного рассказа об истории и традициях мы оказывались в магазине,  из которого просто невозможно уйти с пустыми руками. Два дня знакомились с городом. Был ноябрь, и красивые парки Харбина пустовали. Незабываемая поездка  в Парк тигров. В холодный, почти зимний день мы едем на микроавтобусе по огромному Парку тигров. Тигры группами расположились вдоль дороги. Им тоже холодно и одиноко. И самые активные не прочь с нами пообщаться. Тигриная морда на свободе и заглядывает в окно микроавтобуса, а мы в клетке с решетками. На выходе мы идем по пандусу и наблюдаем за тиграми,  Здесь предлагают купить живую курицу и покормить тигров.

Харбин. Буддистский монастырь

Интересно было впервые посетить буддистский монастырь и познакомиться с традициями веры.

Наш китайский сопровождающий очень предупредителен. Чем бы мы желали заняться в свободный день? Ну конечно сходить в баню. В китайских банях великолепный массажный зал.

Китай Харбин. Баня

Так как день был субботний, на массаж довольно много людей. Нас сразу записывают, какие процедуры мы бы хотели посетить. Я выбрала пилинг и не прогадала. Жесткой рукавицей   делают чистку всего тела от головы до пяток. Потом идет растирание кремами. После 20 минут такой обработки ощущение, что сменил кожу. И такой эффект чувствуешь  еще долго.

Китай. Харбин

Китай. Харбин. Ресторан “Пекинская утка”

Перед отъездом просим сводить нас в ресторан, где готовят пекинскую утку. Из приготовления и разделки делают настоящее шоу.

5 дней в Харбине пролетели незаметно, и нам пора возвращаться.  Едем на поезде в Хайхе,  и тут на таможне нас ждет главное испытание.  Мороз в середине ноября уже -18. Только прошел ледостав на Амуре. Туристов из шоп – туров скопилось на таможне несколько групп. Таможенный контроль проходим довольно быстро и выходим на берег на посадку. И здесь выясняется, что ходит только один маленький катер на воздушной подушке. И даже одна группа с вещами полностью на него не входит. Рейс катера на российскую сторону и обратно занимает 40 минут.  Через два часа стояния на льду, на ветру – уже чувствую себя тоже куском льда. На мое счастье, подошел еще один маленький катер, капитан объявил, что может взять только 5 человек. Не раздумывая, бегом сажусь в него. Это тоже не просто – железные мостки покрыты льдом. Но через 15 минут мы на российской стороне и отогреваемся в теплой таможне.  Вечером в купе плацкартного вагона собрались туристы из разных групп. Несмотря на тяжелую переправу, все были довольны своей поездкой и делились опытом. Те, кто ехал из китайского санатория – отмечали отличный эффект от лечения. Туристы из  шоп-туров – довольны своими приобретениями. И я, нагруженная впечатлениями и сувенирами, никогда не забуду эту поездку в Харбин. Но для себя я решила, что поездки зимой в Китай по железной дороге – уже не для меня.

14 Comments to “Китай. Русский Харбин.”

1. By Света, 29 Май 2012 @ 5:40

Очень интересно! спасибо за рассказ!

2. By Людмила, 29 Май 2012 @ 8:37

Привет, Леночка, у нас в Китае только ленивый не был, это про меня, никак не соберусь. Интересная экскурсия получилась. Видимо пришло “время собирать камни”, меня тоже в последнее время интересует история семьи, может также выложить фото, вдруг кто откликнется, какая у тебя интересная родословная

3. By Виктор, 29 Май 2012 @ 17:16

Добросовестная обширная статья, вот только жалко фото ночные, мало что видно.

4. By Альбина, 29 Май 2012 @ 18:22

Я тоже всё никак не соберусь в Китай, хотя, вроде бы не так уж далеко, поэтому всё было очень интересно прочитать.

5. By Александр, 29 Май 2012 @ 18:24

Спасибо за интересную и красиво оформленную статью, было очень приятно почитать. Я сам был в Китае один раз два года назад и всего на пару дней в г.Суйфэньхэ и то, мне хватило приятных впечатлений. Был поражен тем, что китайцы не едят замороженное мясо, у них все парное на маленьких рынках. Удачи Вам!

6. By Evgeny, 29 Май 2012 @ 20:55

Очень интересно написано. Ешё не был в Китае, но обязательно съезжу.

7. By Светлана, 30 Май 2012 @ 14:47

Спасибо за такую интересную экскурсию. Как будто в Китае побывала. Может когда-то соберу чемодан и поеду. Так хочется увидеть все воочию.

8. By Александр, 31 Май 2012 @ 14:29

Красиво и интересно ! Вот рядом вроде , а какие различия ! Хотелось бы увидеть своими глазами .

9. By Юрий, 3 Август 2012 @ 20:05

“Доброе” советское правительство подарили китайцам Манчжурию а то бы они и сейчас жили бы как наш советский Дальний Восток.

• By admin, 3 Август 2012 @ 20:11

Юрий. не хватает иногда русскому человеку китайского трудолюбия.

10. By Елена, 6 Октябрь 2012 @ 15:12

С удовольствием прочитала!! Недавно слушала передачу по радио про Харбин, там сказали город по китайским меркам не большой – 8 миллионов человек! А я тоже всегда думала провинциальный городок Китая..
    Тоже хочу побывать в этой азиатской стране.

11. By Ирина, 28 Апрель 2013 @ 17:36

Очень понравилась ваша виртуальная экскурсия по Китаю. Китай – это вообще удивительная страна с удивительным населением!

12. By Дмитрий, 11 Июль 2014 @ 13:59

Здорово у Вас получается описывать эту совсем не обычную для нас страну

13. By Ольга, 26 Апрель 2016 @ 17:42

Доброго дня! Я живу в Воткинске и занимаюсь историей города, начиная c XVIII века. Мне очень интересна история Ваших предков – воткинцев. Буду очень Вам благодарна, если расскажете поподробнее о них, может и я смогу чем-то дополнить Вашу историю. Мой адрес: opolilari@mail.ru